Дэниел Бейкер (Daniel Baker) из университета Колорадо (University of Colorado at Boulder – http://www.colorado.edu/) и Джерри Голдстайн (Jerry Goldstein) из Юго-Западного исследовательского института (Southwest Research Institute – http://www.swri.edu/default.htm) поставили под сомнение идею создани
дешЈвых, незащищЈнных от радиации спутников, пишет Membrana.ru.

Две основных радиационных области (в форме пончиков) окружают нашу планету – это пояса Ван Аллена, находящиеся на высотах от 3 до 6 тысяч километров и от 20 до 25 тысяч километров.

Они наполнены высокоэнергичными электронами, заманенными в ловушку магнитным полем Земли.

Орбиты многих телекоммуникационных и навигационных спутников вынужденно пролегают в этих областях, из-за чего в конструкцию аппаратов приходится вводить защитные оболочки из алюминия, делать электронику более стойкой к радиации.

Это увеличивает цену спутников, делает их более массивными, что, в свою очередь, отражается на стоимости запуска.

Но примерно посередине между этими поясами есть так называемая безопасная зона, заполненная положительно заряженными ионами, куда электронам из радиационных поясов “вход запрещЈн”.

В последнее время инженеры возлагают большие надежды на “заселение” этой зоны более дешЈвыми и простыми – незащищЈнными – спутниками. Однако новое исследование двух американских учЈных ставит над этими планами большой знак вопроса.

Проанализировав данные с двух исследовательских спутников за 2003 год, они пришли к выводу, что время от времени безопасная зона совершенно перестаЈт быть таковой.

Глубоко в неЈ “вонзаются” очень интенсивные потоки электронов из внешнего радиационного пояса. Это “разъедание” безопасной зоны (на примере осени 2003-го) может продолжаться более месяца.

Причина – искажение магнитосферы планеты во время солнечных штормов. Хотя крупные солнечные штормы происходят раз в 11 лет, менее мощные могут случаться в шесть раз чаще, что опрокидывает идею спутников без радиационной защиты.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.