2 марта 1995 г. открылся сайт Yahoo (http://www.yahoo.com/). В том же 1995-м году начали свою работу Amazon (http://www.amazon.com/) и eBay (http://www.ebay.com/). Сейчас каждая из этих компаний имеет доходы выше $1 млрд.

Десять лет назад в Америке происходило зарождение интернет-бизнеса, и оно п
оисходило с изрядной долей юмора. 2 марта 1995 г. молодые выпускники Стэнфордского университета Джерри Янг (Jerry Yang) и Дэвид Фило (David Filo) решили придумать другое название своему маленькому каталогу веб-ссылок “Jerry’s Guide to the World Wide Web”. Во-первых, старое название было труднозапоминающееся, в-вторых, в создании странички непосредственное участие принимал и Дэвид, так что оно звучало не совсем корректно. Какое новое имя ему подобрать? После тщательного изучения словаря ребята выбрали смешное слово “yahoo”. Опытный и цивилизованный бизнесмен наших дней никогда не назовет свою фирму по имени отвратительных гадин из романа Джонатана Свифта. “Мы определенно были не опытными и не цивилизованными, – шутит по этому поводу Дэвид Янг в интервью AP накануне 10-летнего юбилея своей компании.

Двое молодых парней (тогда им было 26 и 28 лет) сильно отличались от большинства интернетчиков того времени тем, что они с самого начала настроились на создание серьезного и прибыльного бизнеса. Первая прибыль у компании появились уже через 10 месяцев, а фирма на протяжении всей своей деятельности была по меньшей мере на грани прибыльности, что тоже резко выделяет ее из рядов многочисленных “дотком-пузырей” того времени. Даже фирменные цвета Джерри и Дэвид выбрали с учетом стоимости краски – фиолетовая и желтая краски были самыми дешевыми на рынке, поэтому именно в такие цвета они выкрасили весь офис. Эти цвета и стали фирменными.

Янг и Фило уже давно стали миллиардерами, но до сих пор не отошли от управления. Сейчас в их компании работает более 7.600 человек. Фило принадлежит 6,4% акций ($2,8 млрд), Янгу – 4,8% ($2,1 млрд).

Сейчас сам Янг говорит, что он и забыл о своем юбилее, но ему напомнили “ребята из отдела маркетинга и PR”. Между прочим, 1995-й стал годом рождения не только Yahoo, но и других нынешних гигантов интернет-бизнеса – компаний eBay и Amazon. Эти фирмы, наряду с Google, являются яркими представителями бизнеса нового поколения. Так, Google достигла уровня доходов в $1 млрд за шесть лет, Amazon – за четыре, Yahoo – за пять, а eBay – за семь. Для сравнения, корпорации “МакДональдс” для этого потребовалось 24 года, сети магазинов Wal-Mart – 18 лет. А это были самые успешные представители бизнеса до эпохи интернета.

Кстати, основатели первых доткомов, которые сейчас отмечают свою 10-летний юбилей, имеют общую черту – они получили великолепное образование. Основатели Google и Yahoo вышли из Стэнфорда, а Джефф Безос (основатель Amazon) закончил Принстон. Они были уверены в своих силах, а классическое образование давало возможность во всем разобраться и освоить новые для себя сферы деятельности. Например, в архивах дискуссионных групп сохранились сообщения, как Джефф Безос лично советовался с интернетчиками по мелким вопросам маркетинга, а также искал программистов под C/C++/Unix для своей компании.

Легендарный руководитель Intel Эндрю Гроув в своей книге писал, что в нынешнем IT-бизнесе “выживают только параноики”. Каково быть параноиком на протяжении десяти лет? Такой вопрос задали Джерри Янгу на пресс-конференции по случаю юбилея. “Да, я чувствую себя на лет на 80, – согласился Янг. – Мы уже не так юны, как раньше”, – шутит он, играя со своей фамилией.

Кстати, любой зарегистрированный американский пользователь Yahoo может скачать с сайта специальный купон, который дает право на одно бесплатное мороженое в кафе “Баскин и Робинс”. Так Yahoo отмечает свой юбилей вместе с интернетчиками.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.