Создание компьютерных вирусов все чаще осуществляется на коммерческой основе как плод взаимовыгодного сотрудничества вирусописателей и спамеров. Целенаправленно создаваемые “под заказ” вирусы стремительно “умнеют”. Можно констатировать, что теневой рынок заказов на создание компьютерных вирусов
же сформировался.

Мрачные предсказания специалистов по информационной безопасности сбылись – союз спамеров и вирусописателей состоялся. Последние превращают домашние ПК, имеющие широкополосный выход в интернет, в “рассадники” спама, и затем сдают такие сети в аренду. При этом стоимость пользования сетью из многих тысяч инфицированных машин в течение нескольких часов может составлять от $50 до $100. За это время зараженные ПК могут разослать миллионы сообщений.

Нью-йоркская компания MessageLabs представила результаты анализа динамики рассылки спама и распространения вирусов по электронной почте. MessageLabs сканирует ежедневно около 50 млн. писем, среди ее клиентов – британское правительство, Bank of New York, японская корпорация Fujitsu. Анализ почты, проверенной компанией в первом полугодии, дал ошеломляющие результаты.

Согласно данным отчета, ситуация и со спамом, и с распространяемыми по почте вирусами стремительно ухудшается. С одной стороны, доля вирусов, распространяемых по электронной почте, быстро растет – 8,3% из более чем 5,6 млрд. писем, проверенных компанией в январе-июне этого года, или каждое двенадцатое, содержало вирус, способный преодолевать межсетевые экраны. В июне 2004 года этот показатель составил 9,3%. Для сравнения: в первом полугодии 2002 года, по данным той же компании, вирус содержался только в одном письме из 392, в 2003 году – в одном из 208.

С другой стороны, растет спамерская активность – 86,3% всей почты в июне 2004 года составлял именно спам. В первые четыре месяца этого года данный показатель варьировался от 53% до 67%. Прогресс распространителей спама также очевиден – в 2002 году спам составлял лишь 1,5% от общего объема электронной переписки. “Когда этот уровень достиг 50%, мы и подумать не могли, что он сможет подняться существенно выше”, – удивляется Брайан Чарни, вице-президент по маркетингу компании MessageLabs.

В MessageLabs полагают, что подобный пугающий прогресс вызван наметившейся тенденцией к тесному сотрудничеству вирусописателей и спамеров, осуществляемому на “коммерческой” основе – эти две группы свела вместе погоня за прибылью. Специалисты MessageLabs установили это, наблюдая за чатами, в которых общаются друг с другом те и другие.

Как сообщает MessageLabs, ее сотрудники, контролирующие общение спамеров и вирусописателей в Сети, выявили растущее стремление и спамеров, и авторов вирусов “сомкнуть ряды”. При этом компания подчеркивает, что распространение вирусов само по себе не приносит прибыли вообще либо приносит ее очень мало. Зато деньги есть у спамеров. Взаимодействие спамеров с вирусописателями на “коммерческой” основе – четко прослеживаемая тенденция, именно таким образом возникли вирусы Fizzer, Bugbear, Sobig, а также MyDoom.

Уже в августе по Сети стремительно распространился червь MSBlast, поразивший, по разным оценкам, от 230 тыс. до 300 тыс. компьютеров. Вскоре по его следам пронесся червь под названием Sobig.F. К этому дню интернет-провайдер America Online сообщил о том, что блокировал 23,2 млн. писем с копиями этого вируса. По данным MessageLabs, примерно одно из 17 электронных писем оказалось заражено этим вирусом.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.