Исследование компании Nucleus показывает, что борьба со спамом не приносит практически никакого эффекта. Менее чем за год ущерб от спама вырос больше чем в два раза, а корпорации теряют уже не сотни тысяч, а миллионы долларов.

Десять месяцев назад, опросив представителей корпораций и выяснив реал
ный ущерб от спама, исследователи из компании Nucleus (http://www.nucleus.com) назвали его “незаметным убийцей продуктивности труда”. Это неудивительно: работники 82-х крупнейших мировых компаний из списка Fortune 500 (именно они участвовали в опросе) получали 13 “мусорных” писем ежедневно и тратили на их чтение и удаление 1.4% своего рабочего времени. При средней ставке оплаты труда в $30/час ущерб от спама составлял, ни много ни мало, $874 в год на каждого работника (без учета затрат на уничтожение вирусов, лишний трафик, расход вычислительных и других ресурсов). В корпоративных масштабах эти цифры возрастали до нескольких сотен тысяч долларов.

Эксперты из компании Nucleus решили выяснить, как изменилась ситуация за прошедшие десять месяцев и провели аналогичный опрос, в котором приняли участие те же самые компании, что и во время прошлого исследования. Результаты исследования (http://www.nucleusresearch.com/research/e50.pdf) оказались шокирующими. Несмотря на повсеместное применение спам-фильтров и принятие законодательных актов против спама, в последнее время эта зараза распространилась еще шире. В мае 2004 г. каждый сотрудник компании получает в среднем уже не 13, а 29 писем со спамом, и на удаление мусора из почтового ящика он тратит не 1.4%, а 3.1% своего рабочего времени!

Ущерб от спама вырос в 2,23 раза до $1934 в год на одного сотрудника. Другими словами, “незаметный убийца продуктивности труда” превратился уже в серийного убийцу, потому что нет никаких признаков улучшения ситуации.

Корпоративные спам-фильтры не спасают ситуацию. Они, безусловно, совершенствуются, развиваются, разработчики выпускают новые, более сложные версии, однако на практике эффективность спам-фильтров снижается. Год назад они уничтожали 26% спама, а теперь – только 20%. Это еще один индикатор неудачной борьбы со спамом, которая пока проигрывается по всем фронтам.

И хотя эффективность спам-фильтров можно поставить под сомнение, но фирмы, в которых используется такое ПО, на практике получают на 20% меньше спама. В борьбе с “серийным убийцей эффективности труда” это означает экономию довольно существенных средств, и спам-фильтры вполне себя окупают. Поэтому эксперты из Nucleus настоятельно рекомендуют для абсолютного большинства компаний покупку спам-фильтров и агрессивное их применение, тщательное конфигурирование, чтобы выжимать из программы максимальную функциональность, на которую она только способна. Каждое уничтоженное письмо со спамом является экономией трудовых, вычислительных, коммуникационных и прочих ресурсов.

Сами компании обычно склонны недооценивать ущерб от спама примерно в десять раз. Во время исследования Nucleus компании оценивали ущерб в среднем в $220 в год на одного сотрудника, хотя на самом деле он приближается к $2000.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.