Те, кто собирается отказаться от стандартной телефонной линии и звонить исключительно через широкополосный канал доступа к интернету, впоследствии могут передумать. Задуматься предлагает ZDNet.ru.

Все больше компаний, от начинающих до гигантов вроде AT&T, продвигают VoIP (Voice over Internet Prot
col) в качестве дешевой альтернативы традиционным услугам телефонной связи, предоставляемым через инфраструктуру 100-летней давности компаниями типа SBC Communications и Verizon Communications.

Это правда, что интернет-телефония часто позволяет потребителям и предприятиям сэкономить деньги, практически не жертвуя качеством голосовой связи, но есть много других причин, которые для миллионов потенциальных заказчиков делают такой переход проблематичным. Если у вас есть домашняя система сигнализации, если вам нужно звонить по 911, если вы пользуетесь TiVo или просто хотите, чтобы ваш номер значился в телефонной книге, у вас вряд ли что-нибудь получится.

“Конечно, у VoIP есть определенные ограничения”, – подтверждает представитель отделения широкополосной связи Motorola Пол Алфьери. Например, цифровому видеомагнитофону TiVo для первоначальной настройки требуется обычная телефонная линия.

Так же верно и то, что у VoIP есть преимущества – безлимитные тарифные планы для местных и междугородних звонков, которые на 30% дешевле стандартных услуг связи, возможность звонить через любой канал широкополосного доступа и выбирать любой номер телефона, независимо от района. Однако что касается недостатков, то ситуация с TiVo – это только вершина айсберга.

Например, номер VoIP–телефона в большинство справочников вряд ли будет включен. Это может вызвать проблемы при обращении в такие организации, как банки или крупные предприятия экспресс-питания, которые часто проверяют адреса по базам данных местных телефонов.

Защита жилища тоже может усложниться. Некоторые домашние системы сигнализации плохо работают с широкополосными линиями, а отдельные производители таких систем пока не доверяют надежности интернета. К тому же нельзя гарантировать, что VoIP-телефон будет работать в случае отключения питания, и не все провайдеры VoIP предлагают службу 911. При отключении электроэнергии VoIP-телефон работает только в том случае, если есть аварийное резервное питание, так как подача питания по широкополосным линиям на массовой коммерческой основе невозможна. Способ широкополосного доступа по электропроводке решает эту проблему, но до его массового внедрения еще далеко.

VoIP-звонки по номеру 911 обычно маршрутизируются через посредников и случайно могут быть направлены в службу скорой помощи на другом конце страны. Ввиду мобильности этих звонков – абоненты могут использовать любое широкополосное подключение где угодно – операторы не смогут установить, откуда звонят.

Представители крупных VoIP-провайдеров обещают, что многие из этих проблем, такие как пропадание питания или служба 911, в ближайшее время будут решены. А Time Warner Cable уже рекламирует систему домашней сигнализации, которая работает по каналам кабельного телевидения. Однако проблемы привязки домашней телефонной линии к некоторым службам преодолеть очень трудно. Например, по словам представителя TiVo, компания “надеется”, что к будущему году к ее сервису можно будет подключаться, не имея телефонной линии.

“Об этом много говорят, но помните, что широкая публика еще очень мало знакома с VoIP, и хотя это сулит массу новшеств, нам еще предстоит решить кучу проблем”, – сказала в недавнем интервью старший вице-президент поставщика услуг VoIP – Net2Phone – Сара Хофштеттер.

Это объясняет, почему некоторые местные телефонные компании с многолетней репутацией не сделали службу VoIP повсеместно доступной – не говоря уже об их желании сохранить существующую клиентскую базу. Телефонные компании предпочитают дождаться, пока в дома будут проведены оптоволоконные кабели. Однако на реализацию так называемых инициатив fiber-to-the-premises может уйти десятилетие и более.

Пожалуй, AT&T заинтересована в VoIP больше всех традиционных телефонных компаний. К 2005 году она планирует набрать миллион VoIP-абонентов, хотя до сих пор не сообщила, сколько абонентов набрала ее запущенная несколько месяцев назад служба CallVantage.

Сейчас ведущим поставщиком услуг связи VoIP является молодая компания Vonage из Нью-Джерси, у которой 200 тыс. абонентов – почти треть всех VoIP-абонентов в мире. Но к VoIP начинают присматриваться кабельные компании, которые продают услуги телефонии с применением другой технологии. В скором времени VoIP-услуги обещают предложить и Cox, и Comcast.

Несмотря на все недостатки, VoIP привлекает все новых потребителей, хотя гораздо больше людей забрасывают традиционные телефонные линии и пользуются исключительно сотовой трубкой, которой свойственны практически все те же недостатки. Федеральная комиссия по связи сообщает, что на июнь 2003 года в стране было 128,2 млн традиционных телефонных линий – на 5 млн меньше, чем за полгода до этого и на 10 млн меньше, чем в декабре 2000 года.

Приведет ли к аналогичному сокращению VoIP, зависит от того, как много технических преград удастся преодолеть.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.