Рост рынка интернет-банкинга, по данным его участников, за первый квартал этого года уже перекрыл рост за весь прошлый год. Сейчас большинство банков оказывают интернет-услуги преимущественно для юридических лиц, но скоро в связи с ростом интереса банков к ритейловому бизнесу они намерены стандартиз
ровать интернет-продукты для физических лиц. Кроме того, с большинством представленных в Сети банков о совместном бизнесе намерены договориться интернет-платежные системы. Об этом пишет сегодняшний “КоммерсантЪ”.

По итогам исследований фонда “Общественное мнение”, на 1 января 2004 года 14,6 млн. россиян являются пользователями Сети. Рост платежеспособности населения и постоянный прирост пользователей интернета рано или поздно должен был сказаться на увеличении спроса на интернет-банкинг. Сегодня цифры говорят о том, что этот процесс уже начался. За весь 2003 год, согласно данным самих банков, прирост числа клиентов интернет-банкинга составил около 40%. А уже в первом квартале этого года их количество выросло на 50%. По мнению замначальника управления финансовых операций “Пробизнесбанка” Андрея Веденкова, “через пять лет та молодежь, которая сейчас использует Сеть в развлекательных целях, станет более активной и будет пользоваться интернет-банкингом”.

До последнего времени банки, занимающиеся интернет-банкингом, ориентировались в основном на корпоративных клиентов. Теперь, как отмечают сами банкиры, приоритетным направлением работы все большего количества банков становится розница. Однако спрос на интернет-банкинг со стороны частных клиентов растет опережающими темпами. Есть и еще одна причина, подталкивающая банки в интернет: становящийся все более очевидным успех интернет-платежных систем. По сути, они заняли нишу банков в Сети, позволяя пользователям осуществлять оплату товаров и услуг. Ведь альтернативой оплаты в интернете выступают кредитные карты, а безопасность подобных операций давно вызывает серьезные нарекания.

Сегодня на рынке присутствуют пять основных игроков – WebMoney, “Яндекс-Деньги”, Rapida, CyberPlat и E-port. Суммарный годовой оборот всех систем на 1 января 2004 года составляет около $456,5 млн. Бизнес платежных систем можно условно поделить на две части – переводы между частными “кошельками” (peer-to-peer), которые предоставляют “Яндекс” и WebMoney, и оперативные платежи средств мобильной связи, коммунальных услуг, предоставляемые всеми остальными платежными системами. Одна из основных проблем интернет-платежных систем заключается в том, что они, по сути, используют квазиденьги. И при переводе реальных денег в интернет (а особенно обратно) нередко возникают серьезные трудности. В этом году ситуация вокруг платежных систем несколько изменилась. Если в 2003 году некоторые банки открыто называли интернет-платежные системы в числе своих конкурентов, то в текущем году платежные системы и банки заявляют о сотрудничестве. “В ближайшее время наши клиенты получат возможность перечислить в режиме реального времени средства с банковского счета на “электронный кошелек” интернет-платежных систем и обратно”, – заявил “Коммерсанту” директор центра банковских продуктов и маркетинга “Импэксбанка” Валерий Кардашов.

“Коммерсант” отмечает, что, несмотря на обоюдную выгоду интеграции банков и интернет-платежных систем, инициатива в этом процессе исходит от последних. К концу года платежные системы намерены заключить договоры с большинством крупных игроков рынка.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.