Международный интернет-магазин Amazon.com со штаб-квартирой в Сиэтле (США) объявил о росте объема продаж за первое полугодие 2004-го в 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В реальном выражении он вырос до 2,9 миллиарда долларов. Крупнейшим российским сетевым магазинам еще далеко до
подобных оборотов, но прирост их объема продаж значителен. Охотнее всего в Сети наши сограждане покупают цифровую фототехнику, компьютеры и книги.

Существующий с 1998 года российский аналог Amazon.com интернет-магазин Ozon.ru объявил о росте продаж в январе-июне 2004 года почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным компании, она продала товаров на $5,7 млн. До американских показателей далеко, но говорить о стремительном развитии интернет-торговли в России уже можно, ведь за весь прошлый год Ozon продал товаров на $6,2 млн. Число регистраций клиентов с каждым месяцем увеличивается на 20 тысяч, достигнув к началу июля 750 тысяч человек. Другой интернет-холдинг – eHouse, владеющий магазинами Bolero, Dostavka.ru, Megashop и еще 18 различными интернет-проектами для торговли, – заявляет об обороте в $39,8 млн и о 484 тысячах клиентов в 2003 году. Его руководство не раскрывает оборот и размер прибыли за прошедшее полугодие текущего года.

По мнению Владимира Долгова, генерального директора компании “Интернет-решения” (торговая марка “OZON”), дальнейшее развитие сегмента интернет-торговли будет обусловлено появлением “местных” сетевых магазинов, которые обеспечивают доставку товаров, например, в пределах МКАД в течение 4-5 часов. “Крупные интернет-магазины будут конкурировать по количеству предлагаемого ассортимента, территории доставки, ее способов и скорости”, – добавляет он. Как считает Алексей Лисеев, руководитель интернет-магазина Dostavka.ru, рынок интернет-торговли в нашей стране насыщен более чем достаточно, и вероятность появления новых крупных торговых точек сомнительна по крайней мере до тех пор, пока количество пользователей в Рунете не увеличится в 2-3 раза.

В целом же сейчас имеет место рост числа онлайн-магазинов, даже несмотря на летний сезон. “Я ожидаю продолжения активного роста рынка. В последние два года он рос рекордными темпами – в 2-3 раза в год. При этом возможности роста даже в Москве далеко не исчерпаны, а потенциал регионов еще больше”, – говорит Илья Положинцев, руководитель направления электронной коммерции компании “Яндекс”. Г-н Положинцев считает, что с ростом аудитории интернета пользователь будет все больше превращаться в покупателя, а также будет увеличиваться количество покупок, сделанных одним пользователем.

Те, кто сделал хотя бы одну покупку в онлайн-магазине, делают это вновь и вновь. Потребителя привлекают два обстоятельства: возможность сэкономить время, необходимое для посещения обычного магазина, и относительная дешевизна товаров. Опытный покупатель часто делает так. Прежде чем купить, например, фотоаппарат, сначала обходит традиционные магазины с целью выбрать товар. При этом не обращает внимания на цены. Определившись с моделью, садится за клавиатуру и отправляется по онлайн-магазинам, где подыскивает самое дешевое предложение.

Что покупают в Рунете

Электроника и фототехника – 20%
Компьютеры – 19%
Книги – 17%
Телефоны – 13%
Бытовая техника – 8%
Музыка, видеофильмы – 6%
Товары категории “все для дома” – 5%
Спортивные товары – 3%
Товары категории “все для офиса” – 2%

Источник: по данным компании “Яндекс” за II квартал 2004 года.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.